Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве
Наиважнейшее требование во время создания дорог касается подготовки прочного и надежного основания. На долговечность трассы влияет не только вид и качество асфальта, но и грамотно подготовленная подушка для его укладки и укатки. Соблюдение технологии подготовки обеспечит длительный срок эксплуатации дорожного полотна.
Расклинцовка щебнем — это создание надежного основания во время строительства дороги. Технология позволяет укладывать зерна особым способом, уплотняя их и тем самым уменьшая расстояние между камнями. Во время расклинцовки используют щебень различных фракций. Его засыпают в определенной последовательности и распределяют таким образом, что между его частицами не остается промежутков.
Качественная подушка обеспечит высокую надежность дорожного полотна, которое выдержит положенную нагрузку, а также воздействие осадков, грунтовых вод и других факторов. Методика применяется не только при создании дорог, но и при сооружении фундаментов под высотные здания, а также при обустройстве трасс, аэродромов и других объектов, требующих высокого внимания.
Этапы проведения расклинцовки
- Подготовка к работам. Верхний слой грунта срезают или выравнивают, очищают от мусора. Иногда имеет смысл рытье котлована, в котором и будут прокладывать дорожное полотно. Далее проводят гидроизоляцию с помощью геотекстиля. Этот материал не только защищает основание конструкции от грунтовых вод, но и обеспечивает устойчивость грунта. На слой геотекстиля насыпают песчаную подушку, толщина которой обычно составляет 100–200мм.
- Первый слой щебня. Укладывают щебень самой крупной фракции. Толщина слоя составляет 40–70 мм, но в некоторых случаях укладывают щебень в 70–120 мм. Чтобы выровнять материал и сделать слой равномерным, его трамбуют с помощью катка. В процессе этого камни располагаются максимально плотно друг к другу.
- Второй слой щебня. Используют камни средней фракции, которые заполняют пустоты первого слоя. Щебень также трамбуют катком. Кроме того, могут использовать виброплиту.
- Третий слой щебня. В последнюю очередь насыпают щебень самой мелкой фракции. Его частицы заполняют оставшиеся пустоты. Трамбовку проводят как минимум три раза.
При работе с каждым слоем щебня камни смачивают водой, что уменьшает нагрев во время трения. Когда работы выполнены, необходимо убедиться в их качестве. Если при механическим воздействии на основание нет волны и не происходит усадки, расклинцовку считают успешно оконченной.
В завершение щебень присыпают небольшим количеством песка. Это особенно важно, если дальнейшие работы по строительству дороги будут проводить не сразу.
Проверка качества основания
Задача расклинцовки в создании стабильного основания для строительства дороги. Убедиться в его качестве можно только при использовании особого инструмента. Он работает по принципу динамического зондирования. Для проверки воздействуют на щебень и анализируют показания прибора в плане усадки. Если показатели находятся в пределах нормы, работы считаются завершенными.